История народного образования
История народного образования в посёлке Октябрьский Мантуровского района Костромской области
Автор: Александрова Л.А. учитель истории МОУ Октябрьская СОШ
*** Часть первая. "Зарождение народного образования" История народного образования в посёлке Октябрьском тесно переплетается с его судьбой. В 1894 году столичная лесоторговая фирма «Брант и Компания» купила 43 тысячи десятин здешней земли. А в 1906 году была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле немец Брант в 1912 году построил маленький лесопильный заводик, рядом основал посёлок для рабочих, занятых на лесоразработках и производстве. Посёлок получил название Брантовка. Первая начальная школа в посёлке открылась во второй четверти 20-х годов XX века (1927 – 1928 годы) – это был период «культурной революции» и борьбы с неграмотностью в стране. Четырёхлетняя начальная школа располагалась по левую сторону от железной дороги на улице Октябрьской. Классы были по две параллели. Заведующая школы Белорукова Ольга Ивановна за добросовестный, честный труд в 1939 году была удостоена Ордена Ленина. Непрерывное пополнение рабочего класса за счёт выходцев из деревни, рост заводского посёлка требовал открытия новой школы.
Первая начальная школа. 1930 год. В 1937 году на улице Советской (район Старого завода) была открыта семилетняя школа, первым директором которой стал Соколов Михаил Иванович, учителем литературы Виноградова Александра Ивановна, математику преподавал Хохлов Серафим Васильевич. Здание школы размещалось в бывшей двухэтажной конторе управления Бранта. В это же время, через дорогу в маленьком доме были открыты первые ясли – сад. По воспоминаниям Горлановой Э.П. и её матери, в школе были тёмные, длинные коридоры и печное отопление. Наполняемость классов была большая: 30-40 человек. Горланова П. И. в классе школы расположенной на улице Советской. 1939 год. Все учителя проходили обязательную аттестацию на звание учителя. По словам Горлановой Эммы Петровны, комиссия была очень строгая, от страха аттестуемые учителя даже падали в обморок. Успешно прошедшим аттестацию выдавали аттестат особого образца.
Атестат на звание учителя. Эмма Петровна одна из первых учителей, которые приехали работать в Октябрьскую школу. Всю свою жизнь она посвятила работе с детьми, сначала в качестве учителя начальных классов, а после окончания института - учителя математики. И сейчас она с интересом рассказывает ребятам на встречах о жизни школы в те времена. Успеваемость в школе была стопроцентной, так как на предприятиях, где работали родители учеников, каждый месяц вывешивался экран успеваемости их детей, а также учителя проводили лекторий для родителей. Учителя кроме преподавательской и воспитательной работы выполняли и общественную: в обязательном порядке выступали в художественной самодеятельности, в клубе ставили спектакли, проводили агитационную работу среди населения накануне переименования станции Брантовка в посёлок Октябрьский (1939 год). Педагогический труд Эммы Петровны высоко оценён государством. 12 ноября 1981 года Министерством Просвещения РСФСР Эмма Петровна была награждена Почётной грамотой, а 1985 году медалью «Ветеран труда».
Часть вторая. "Военное время"
В 1938 году в Брантовку пришли репрессии. Ночью арестовали всё начальство лесозавода (Гражданин Петровский, Зуев, Кралик, Франц). 3 октября 1938 года Зуев Георгий Иванович директор завода был расстрелян (похоронен у д. Селифонтово Ярославской области) [2] В школе царила атмосфера страха – кто же следующий? Но, слава богу, репрессии обошли школу стороной. После советско-финской войны 1939 г. пилорамы на заводе Бранта демонтируются и вместе с рабочими перевозятся в Карелию для восстановления хозяйства после войны.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в посёлок хлынул поток эвакуированных, и семилетняя школа была преобразована в среднюю. Занимались в две смены, но, несмотря на военные трудности, ученики стремились к знаниям, и за отличные успехи их награждали похвальными грамотами. В 1942 году всех юношей 10-ого класса взяли на фронт, одноклассницы плакали, провожая их. В это суровое время учителя помогали фронту, чем могли: собирали тёплые вещи и продукты для солдат; проводили сбор средств, на которые был собран танк (наш брантовский). Жили впроголодь, но часть заработной платы отдавали на облигации государственного займа. Средняя заработная плата учителя была 812 рублей, её едва хватало на еду, а о кожаных сапожках можно было только мечтать. Распространённой обувью были кирзовые сапоги. Учебников не хватало – один на класс. Тетрадь выдавалась одна на год на ученика, поэтому писали на старых книгах и газетах. В 1943 году сменился директор школы – им стала Виноградова Валентина Алексеевна (математик, окончившая Горьковский ВУЗ). Но вскоре, выйдя замуж за офицера, она уехала из посёлка. В 1945 году директором школы назначили Смирнову Зою Александровну. Так и существовали в Брантовке две школы – начальная четырёхлетняя на ул. Октябрьской и средняя на ул. Советской.
Часть третья. "Первые послевоенные десятилетия"
Учителей с высшим образованием в школе не было, поэтому экзамены сдавали в городе Мантурово в школе № 1. К сожалению, экзамены показали плохие знания детей из Брантовки, Шулёва и Спаса, и поэтому средняя школа была преобразована вновь в семилетнюю.
Бочин Павел Дмитриевич. Директор школы в 1951-53 годах. В 1951 году при директоре Бочине Павле Дмитриевиче началось строительство нового здания школы, прежнее здание было аварийное. Однако ото всех скрывали, что на самом деле это здание не для школы, а для госпиталя на случай «холодной войны». Здание новой школы. 1953 год. В 1953 году строительство было завершено, и учащиеся переехали в новое здание с печным отоплением. В новую среднюю школу требовался директор с высшим образованием, а Бочин П. Д. его не имел, и ему пришлось уехать из Брантовки в д. Самылово. В Октябрьскую школу направляют нового молодого директора, бывшего военного моряка, имеющего высшее математическое образование Чижова Сергея Александровича. Вместе с ним из Костромы в посёлок приезжают первые учителя с высшим образованием: Задворнова Галина Ивановна (математик), Генриетта Николаевна (литератор), Жданова Евгения Александровна (географ), Хрящева Тамара Викторовна (математик). Тишина. Идёт урок Математики. 50-60 годы – это расцвет посёлка: численность населения была около 5 тысяч человек. Развивается социальная инфраструктура. В школе обучалось более 900 учеников – по 2-3 параллели классов, педагогический коллектив более 40 человек. Строится интернат для детей из окрестных деревень: Поломки, Фуфаек, Ушенихи, Бренихи, Ивановского (после закрытия начальной школы). В 1963 году Чижова С.А. переводят в Кострому, исполняющим обязанности директора назначается учитель литературы Кудесова Александра Александровна. Старожил посёлка Мигунов М.П. в гостях у ребят. Встреча с выпускником школы Романовским Л.И. В 1965 году директором стал Емельянов Сергей Михайлович. Год от года росло количество учащихся, поступивших в вузы (Ферулёв Н.Д.- заслуженный врач России, Белоглазов Н.С. – полковник медицинской службы Черноморского флота Российской Федерации, Комаров П.Н. – военная академия и др.). Многие наши выпускники живут в нашем посёлке и являются достойными его людьми. Строительство теплицы. Школьный сад. Сдача норм ГТО. При школе строиться теплица, где дети выращивали овощи. В подсобном хозяйстве разводили кроликов и свиней. Каждое лето учащиеся с учителями оказывали посильную помощь колхозам в посадке и уборке урожая. Стали традиционными сдачи норм ГТО учителями и учащимися. Проходят встречи с интересными людьми. Летом дети отдыхали и работали в лагере при школе. Нарушений дисциплины в школе было мало, дети стремились получить знания.
Часть четвёртая. "Бурные семидесятые и восьмидесятые"
В 70-е годы открывается вечерняя школа для рабочих.
Октябрьская вечерняя школа, 1970-е годы. В нижнем ряду слева на право Смирнова П.А. (учитель истории), Смирнов Р.А. (учитель математики), Емельянов С.Н. (директор школы), Капков М.И. (директор ЛПХа), Шабаров М.А.(председатель профкома), Баженов И.П. (секретарь парторганизации ЛПХа). Во втором и третьем ряду учителя и выпускники школы. Все учителя школы получили высшее образование. В 1975 году закрывается начальная школа на улице Октябрьской. С 1985-1986 учебного года директором слал Новиков Петр Васильевич. В этот период активно работает в школе пионерская и комсомольская организации. Традиционными становятся смотры строя и песни, торжественные линейки, митинги, встречи с выпускниками, наблюдается тесная связь школы с производством. Экономические трудности в стране требовали от старшеклассников овладения какой-либо профессией. В связи с этим, был взят курс на связь школы с жизнью, непосредственное участие школьников в производительном труде. С 1978 года школьников стали обучать вождению на тракторе и машине. Директор школы Новиков Пётр Васильевич. Митинг около школы в честь Дня Победы. Учитель трудового обучения Веселов В.А. обучал детей вождению на машине и тракторе. В 1988 году в школу приезжает молодой историк Пасхин Олег Витальевич, который назначается директором школы. Сложное время для страны – сложное время для школы. Не всё удаётся, не всё получается. Система канализации и отопления давно не ремонтировалась, и в сильные январские морозы в 1990-е годы школьная система отопления разморозилась. Полгода дети обучаются в здании общежития для сезонных рабочих.
Часть пятая."Без коментариев"
В 1991 году директором назначается Шаманова Ирина Евгеньевна. В 1995 году снова несчастье – из-за нарушения техники безопасности при работе со сваркой в школе случился пожар, здание пришло в частичную негодность. Сейчас трудно судить, почему руководство района не захотело восстановить школу (тем более что это было вполне реально). Все постройки Школьного городка: кинотеатр «Орлёнок» около 100 мест, столовая, мастерские, спортзал, стадион, подсобное хозяйство, интернат – были растащены местными жителями.
В 1996 году учащиеся и учителя переезжают в каменное здание бывшего детского сада которое было построено в 80-е годы. Здание было не приспособлено для школы. В школе тогда обучалось около 250 учащихся. Социальное учреждение получает новый статус «школа – ясли-сад». В 1997 году школа стала муниципальной. В 1999 году было пущено в эксплуатацию новое здание садика. Несмотря на то, что школа не имеет типового здания, и это остаётся мечтой, но качество знаний образования имеет положительную динамику. По итогам 2002 учебного года Октябрьская школа становится «Школой года» Мантуровского района.
Часть шестая."Современное развитие школы"
В 2005 году школу возглавила Чистякова Марина Владимировна. Она является членом педагогической династии семьи Веселовых. Её мать, Нина Николаевна, ветеран педагогического труда, учительница русского языка и литературы, долгие годы проработала в школе, отдавая ей частицу своего тепла. Отец, Владимир Александрович, был также отличным работником, воспитавшим не одно поколение учеников.
Веселовы Владимир Александрович и Нина Николаевна. нет изображения Чистякова Марина Владимировна. Директор школы с 2005 года. Заместителем директора по УВР в 2005 году стала Смирнова Елена Сергеевна. В 2007-2008 учебном году в школе обучается 126 человек. Педагогический коллектив школы 19 человек. Три учителя имеют высшую квалификационную категорию, девять – первую категорию, один – вторую. Меняется время – меняется школа: современные школьники не носят формы, появляются новые предметы, такие как МХК, основы экономических знаний, риторика, информатика и др. Учащиеся школы неоднократно становятся победителями и призёрами различных областных и Всероссийских конкурсов. В 2008 году учитель русского языка и литературы Сергеева Нина Валентиновна получила Президентский грант. Благодаря администрации школы возрождаются детские организации (ОШС «Наш Город»), появляются новые традиционные праздники, такие как: день здоровья, день самоуправления. Вот уже несколько лет подряд в школе проходят вечера встречи выпускников. В школе есть компьютерный класс, который оснащён современными компьютерами и подключен к сети Internet. Современный вид МОУ Октябрьская СОШ. 2007 год История складывается из самых различных судеб. Каждая судьба – целого города, школы или одного человека – это часть истории. Поколение приходят на смену поколению, а история остаётся. И лишь спустя продолжительное время мы оцениваем значимость многих событий прошлых лет, что так важно для нашего будущего.
|